Проект

| Deutsch | English |

Как ни одна другая технология, атомная энергия делает наглядной амбивалентность эпохи «высокой модерности». Реализация ядерной программы сыграла выдающуюся роль в истории Советского Союза, сначала форсировав становление СССР как супердержавы и укрепив оптимистический взгляд на его будущее, однако впоследствии ускорив его стремительное падение в результате чернобыльской катастрофы.

На этом фоне после распада СССР советская ядерная история стала объектом живого интереса как у широкой общественности, так и в науке. Первые исследования были сконцентрированы на теме «Сталин и бомба» (Дэвид Холловей), в то время как в более новых работах на первый план выходит чернобыльская катастрофа, её предыстория и последствия. В то же время, развитие советского и пост-советского ядерного сектора, его исследовательская и производственная инфраструктура, а так же международные связи в 1960 – 70-е и после 1991-го года привлекают заметно меньше внимания исследователей. Четыре взаимосвязанных проекта, которые образуют научную исследовательскую группу NucTechPol, нацелены на заполнение этих пробелов новыми научными данными.

Все четыре проекта используют потенциал ядерной истории для раскрытия сложной взаимосвязи технологий, политики, общества и природы, которая является ключевой для понимания эпохи «высокого модерна». Проект NucTechPol вносит вклад в данное исследовательское поле по трем направлениям:

  • Интегративный подход: Отдельные исследования в рамках проекта ставят перед собой цель теснее связать между собой технологические, экологические, политические и культурные аспекты темы, раньше чаще всего рассматривавшиеся по отдельности. В каждом подпроекте будут прорабатываться как минимум два из них. Новые методологические подходы, такие как концепт «технополитики» (Габриэлла Хехт) или энвайротехнический подход (Сара Причард) составляют для такого анализа достаточно прочный базис. Удивительно, но технополитический подход до сих пор не находил применения в исследованиях по советской истории, хотя политологи уже в течении десятилетий характеризуют позднюю советскую систему как «технократический социализм».
  • Долгосрочная перспектива: Через призму ядерной истории в проекте открывается долговременная панорама второй половины советской эпохи, раньше в основном освещавшейся хронологически фрагментарно. Атомная программа как проект модернизации, который был прочно вмонтирован в структуру советского проекта (Г. Хехт), оказывала глубокое и продолжительное воздействие на политическое, общественное и экологическое развитие страны желаемым и неожиданным образом. Исследуя взаимное влияние между атомными технологиями и политикой, между прогрессистскими представлениями о будущем и его пессимистическими сценариями, можно получить представление о силах, которые сначала сформировали обнадеживающую картину будущего советского модерна, но позднее решающим образом подорвали её, а сегодня вновь выдвинулись в центр постсоветского видения прогресса. Все объединённые в проекте исследования спланированы таким образом, чтобы охватить основные вехи советской истории – как, например 1953 и 1991 годы, – сделав видимой их историческую преемственность.
  • Многоуровневый анализ: Проект рассчитан на многоуровневое исследование советской технополитики, её местных, общесоюзных, а так же интернациональных аспектов. Каждый из индивидуальных проектов ставит цель связать микрологику «технологического действия» в ядерных исследовательских и производственных центрах с макрологикой советской и глобальной политики Холодной войны. То, что все исследования имеют локальную привязку, не только дает возможность более детального взгляда на предмет исследования, но и значительно упрощает доступ к источникам. На общегосударственном уровне Советский Союз рассматривается как пространство действия, в котором шансы и риски были неравно распределены. Напрямую затрагивая международные аспекты, все субисследования помещают советскую атомную историю в транснациональный контекст переплетенной истории (entangled history), вместе с тем помогая яснее определить место Восточной Европы в глобальной истории современности.

Подпроекты

В рамках коллективного проекта готовятся три диссертационных и одна хабилитационная работа:

«Ядерный интернационализм в Холодной войне. Акторы, сети и трансфер знаний, 1955–1991»

M.A. Фабиан Люшер

1960_09_20_RuDelegationToIAEAGeneralConf_19609020

Советская делегация на четвертой Геренальной Конференции МАГАТЭ, Сентябрь 1960-го г. Слева направо: Василий С. Емельянов, Кирилл В. Новиков, Вячеслав М. Молотов. (IAEA Imagebank / CC)

В диссертационном проекте рассматриваются международные сети акторов «атомного модерна». Их контакты понимаются как в высшей степени символически нагруженные, наполненные смыслами и значениями отношения, которые делали возможным интенсивный культурный и научный обмен. С 1955 года длительные поездки на конференции и пребывание в зарубежных научных центрах стали играть определяющую роль в профессиональном опыте атомных ученых. Ключевыми особенностями научного дискурса, становившегося всё более интернациональным, и сопутствовшей ему новой научной практики, стали понятия прогресса и будущего, часто не связанные рамками конкретной системы, а также их трансфер из научной в общественную и политическую сферы. Проект проливает свет на профессиональный и повседневный мир советских акторов возникавшего атомного интернационализма и исследует кооперацию, конкуренцию и конфликты в мире, который атомные технологии, казалось, одновременно разъединяли и связывали в одно целое.

«Катастрофа ядерного загрязнения и радиационная безопасность. Атомное знание и технополитика в Челябинском регионе, 1949–1991»

М.А. Лаура Сембрицки

Предметом диссертационного проекта является катастрофический по своим последствиям выброс радиоактивных веществ в результате взрыва на химкомбинате «Маяк» в 1957 году и связанное с ним радиоактивное загрязнение обширного региона Южного Урала. В фокусе исследования находятся производство и циркуляция атомного (не)знания между новыми биофизическими и радиомедицинскими научными институтами, международными организациями, а также советскими партийными и государственными органами. Благодаря такой перспективе «атомный модерн» будет представлен как поле напряженности между прогрессом и рисками, а зарождающаяся сфера радиационной безопасности проанализирована в контексте её политического и общественного значения, постоянно возраставшего в условиях Холодной войны. Основываясь на недавно открытых архивных документах, проект концентрируется на взаимоотношениях научного знания, медико-санитарной практики и процесса принятия административных решений. Хронологические рамки исследования охватывают и время перестройки, когда атомная катастрофа 1957 года и её широкомасштабные последствия стали темой горячих общественных дебатов. Помимо публичного обсуждения оценки ядерных рисков, стали предметом дискуссии также правовые аспекты проблемы и вопрос о компенсационных выплатах, требование которых стоит рассматривать в контексте появления нового гражданского самосознания.

«От секретной лаборатории к витрине социализма. Атомные исследовательские центры в Обнинске и Дубне, 1956–1991».

К. и. н. Роман Хандожко

В диссертационном исследовании на примере двух всемирно известных атомных научных центров анализируются локальные и транснациональные аспекты организации «большой науки» в Советском Союзе. В секретной Лаборатории «В» в Калужской области (в дальнейшем – Физико-энергетический институт) в 1954 году была запущена «первая в мире» атомная электростанция, ставшая витриной советского атомного миролюбия. Двумя годами позже был основан Объединенный институт ядерных исследований на севере Московской области, который превратился в важнейший центр кооперации физиков-ядерщиков восточного блока. На примере двух «атомоградов» – Обнинска и Дубны – в проекте выявляются специфические констелляции закрытости и открытости, возникавшие в пространстве между засекреченными оборонными разработками и широкой международной исследовательской кооперацией.

«Оазис будущего – Атомоград Шевченко/Актау, 1959–2019»

Др. Штефан Гут

Город Шевченко

Атомный оазис в пустыни: вид одного микрорайона города Шевченко. Фото: Г. Копосов, 1969г. (© RIA Novosti)

В своём постдокторальном научном проекте Гут исследует роль атомной технополитики (Хехт) в Советском Союзе и за его пределами в долговременной перспективе. Город Шевченко появился на свет в пустыне Восточного Казахстана как секретный шахтерский поселок, добывавший уран для советской атомной бомбы, но в дальнейшем стал лицом «коммунизма с ядерным двигателем» (Джозефсон), который опирался на передовые атомные технологии для поддержания образцового города современности и индустриального кластера в пустыне. Фокусируясь на городском микрокосме, проект тесно интегрирует технологические, экологические, политические, социальные и культурные измерения советского атомного проекта – аспекты, которые раньше в основном изучались независимо друг от друга. В то же самое время, проект концептуализирован как многоуровневый анализ советской технополитики в её локальном, общегосударственном и и международном измерениях.